Триумф
Среда, 07 декабря 2016 13:40

Возврат автомобиля в автосалон

Оцените материал
(2 голосов)

Покупка автомобиля не всегда приносит радость его владельцу. Если в ходе эксплуатации обнаруживаются недостатки, перед собственником возникает вопрос, можно ли вернуть автомобиль в автосалон. Случаи, когда продавец добровольно соглашается на возврат ТС или денег за некачественный товар, являются редкостью, зачастую автовладельцу, попавшему в подобную ситуацию, приходится потратить немало усилий, чтобы защитить свои права.

Продавец может совершенно законно отказать в гарантийном ремонте или возврате машины, в которой обнаружены недостатки. Автовладельцу, не имеющему специального образования, тяжело будет противостоять юридическому отделу официального дилера.

Обеспечить судебную защиту собственникам авто, в котором обнаружен дефект, в таком регионе, как Москва, поможет ОЗПП «Триумф». Богатая судебная практика наших юристов показывает, что возврат автомобиля в автосалон – это сложная, но не безнадежная процедура, и при правильном выборе линии защиты все вопросы с продавцом можно урегулировать в досудебном порядке. Для этого необходимо досконально знать особенности процедуры возврата авто.

Особенности возврата автомобиля

Сложность возврата авто салону заключается в том, что в отношении такого товара существуют определенные правила, ограничивающие потребителя в выборе требования, которое можно предъявить продавцу. Постановление № 924, принятое правительством РФ 10.11.11 г., относит автомобиль к категории технически сложных товаров. Такой товар нельзя вернуть или обменять, если он не подошел по цвету, габаритам, марке, в течение 14 дней, как это позволяет сделать в отношении других товаров ст. 25 Закона о защите прав потребителей (далее Закон о ЗПП).

Подписывая договор, потребитель соглашается со всеми характеристиками, которыми обладает приобретаемый автотранспорт. В связи с чем требование произвести возврат автомобиля может считаться обоснованным только в случае, если потребитель обнаружил недостаток в приобретенном ТС.

Существует несколько временных промежутков, в которые можно потребовать возврата или обмена автомобиля:

  • на протяжении 15 дней с момента, когда был куплен товар;
  • в течение гарантийного периода;
  • после того, как гарантийный срок эксплуатации истек.

В каждом из этих случаев основания для возврата будут разными.

Возврат в течение 15 дней

Если неисправности в автомобиле обнаружены до того, как истекли 15 дней с момента передачи товара, покупатель, основываясь на положениях ст. 18 Закона о ЗПП, может требовать:

  • Произвести обмен авто на другое, такой же или аналогичной модели с пересчетом цены покупки.
  • Отказаться исполнять договор купли-продажи и требовать вернуть деньги.

Причиной возврата в данном случае может стать любой, даже незначительный, дефект. Любая неисправность, обнаруженная на протяжении 15 дней после приобретения автомобиля, независимо от того, насколько она существенна (например, отказал стеклоподъемник), может стать основанием требовать замены или возврата автомобиля.

Обратите внимание! Все сроки начинают исчисляться не с момента подписания договора купли-продажи, а с момента фактической передачи транспортного средства. Эти правила устанавливает статья 19 Закона о ЗПП и статья 191 ГК РФ.

Возврат по гарантии

По истечении 15 дней сделать возврат товара сложнее, но это тоже возможно. Для каждого авто устанавливается определенный временной промежуток, на протяжении которого производитель обязан устранять поломки. Информация о том, какие дефекты подпадают под гарантию, содержится в гарантийных условиях, которые прилагаются к договору купли-продажи.

Начиная с 15-го дня и пока не завершится срок гарантии, основания осуществить возврат автомобиля по гарантии будут следующими:

  • Обнаруженный недостаток является существенным. О том, какой недостаток для машины является существенным, можно узнать здесь. То, что недостаток является существенным, или что технически устранить его невозможно, должна подтвердить экспертиза. Потребитель имеет право присутствовать при ее проведении. При несогласии с результатами экспертиза может быть оспорена в суде (п. 5 ст. 18 Закона о ЗПП).
  • Продавец нарушает срок устранения недостатков, определенный Законом о ЗПП (45 дней), например, ссылаясь на отсутствие запчастей или невозможность устранения дефекта.

Обратите внимание! Ссылка на отсутствие запчастей или других материалов, необходимых для ремонта гарантийного авто, не является законным основанием продлить срок ремонта. Закон допускает его продление только с согласия потребителя, которое должно быть оформлено письменно, причем причины для его продления салон должен привести весомые.

  • На протяжении очередного года гарантийного обслуживания потребитель не имел возможности пользоваться автомобилем в совокупности более 30 дней по причине нахождения его в ремонте.
  • Один и тот же дефект на протяжении гарантийного срока появляется неоднократно.
  • При продаже была скрыта информация о недостатках автомобиля. Продавец в соответствии с требованиями ст. 10 Закона о ЗПП обязан предоставить потребителю, до того как заключить с ним договор, сведения, которые позволят оценить потребительские качества товара.

Определяясь с продавцом, как вернуть деньги за автомобиль, качество которого является ненадлежащим, следует учитывать требования ст. 503 ГК РФ, согласно которым, если за время эксплуатации цена автомобиля снизилась, или был потерян товарный вид, продавец не вправе удерживать эту сумму при возврате денег.

Алгоритм возврата авто специалистами ОЗПП «Триумф»

Возврат автомобиля по гарантии является невыгодным для продавца, в связи с чем он будет пытаться создать массу препятствий и искать аргументы для отказа в удовлетворении требований потребителя. На данном этапе важно продемонстрировать администрации и юристам автосалона вашу правовую грамотность, удостоверившись в которой продавец не захочет доводить дело до суда и найдет возможность решить спор миром. Помочь в этом может ОЗПП «Триумф», действуя по алгоритму, разработанному нашими специалистами. Защищая ваши интересы в конфликте с салоном, мы будем действовать следующим образом:

Шаг 1. Определим, есть ли основание осуществить возврат автомобиля дилеру в рамках правового поля, и имеет ли данное дело судебную перспективу.

Шаг 2. Составим обращение к продавцу. Такое обращение направляется с целью информирования продавца о желании покупателя вернуть товар. В этом случае можно определить намерение продавца удовлетворить требования потребителя добровольно.

Шаг 3. Проконтролируем проверку качества автомобиля автосалоном. Проводить проверку салон будет самостоятельно, для этого потребуется передача ему автомобиля. Для проведения такой проверки салон привлекает работников техсервиса – инженеров, мастеров. Автовладельцу или его представителям важно присутствовать в ходе проведения такой проверки, целесообразно также пригласить независимого эксперта, который сможет проконтролировать действия работников сервисного центра. По результатам проверки должен быть составлен акт, в который потребитель может внести свои замечания.

Шаг. 4. Если наличие недостатка подтвердится, передадим автомобиль обратно в автосалон.

Как показывает практика, в ходе проведения проверки салон или дилер «выявляют» различные причины, ссылаясь на которые они отказываются удовлетворять требования потребителя о возврате. Ссылаются на то, что автовладелец ненадлежащим образом использовал автомобиль, допустил попадание влаги и т. д. Удовлетворяет требование потребителя о возврате продавец редко, поэтому следующим шагом будет:

Шаг 5. Проведение независимой экспертизы. Если покупатель не удовлетворен результатами проведенной автосалоном проверки, Закон о ЗПП дает ему право требовать проведения независимой экспертизы. Однако, исходя из практики ОЗПП «Триумф», рассчитывать на ее объективность не стоит. Независимого эксперта выбирает автосалон, и зачастую результаты проведенной экспертизы незначительно отличаются от заключения, которое дал продавец после проведения своей проверки.

Важно! Первоначально оплачивать экспертизу будет дилер, однако, если дефект не подтвердится, потребитель должен будет компенсировать ее стоимость. Если суд, рассмотрев все обстоятельства дела, вынесет решение в пользу потребителя, стоимость экспертизы можно будет взыскать с ответчика в качестве понесенных убытков.

Шаг 6. Официальное предъявление претензии. Ее необходимо составить так, чтобы в случае отказа имелись основания подавать иск в суд. Обязательным условием является наличие доказательств отправления претензии, поэтому, если автосалон отказывается ее принимать под роспись, необходимо отправить ее почтой заказным письмом с описью и уведомлением о вручении. Сроки рассмотрения претензии устанавливаются в законе о ЗПП (ст.ст. 18-22).

Совет! В претензии целесообразно наряду с основным требованием о возврате автомобиля просить продавца выплатить неустойку, предложив отказаться от нее в случае, если основная просьба будет удовлетворена. В некоторых ситуациях продавец соглашается на такие требования с целью избежать дополнительных расходов.

Шаг 7. Соберем доказательственную базу. Процессуальной особенностью данной категории дел является то, что бремя доказывания закон возлагает на автосалон, а не на покупателя (ст. 18 Закона о ЗПП). Несмотря на это, сбору доказательств правомерности своих требований необходимо уделить особое внимание. Пассивная позиция в таких спорах не приведет к положительному для потребителя исходу дела. Сбор доказательственной базы – это работа, которой должен заниматься специалист в области права.

Шаг 8. Составим иск и сформируем пакет документов для подачи в суд. Обязанными лицами, которые отвечают перед потребителями, являются салон-продавец, производитель или импортер, поставивший автомобиль в Россию,; эти лица могут являться ответчиками по иску. В соответствии со ст. 18 Закона о ЗПП, продавцу могут быть предъявлены любые требования, импортеру и производителю можно предъявлять требования о замене, устранении недостатков или возврате денег. При составлении иска необходимо учитывать требования процессуального законодательства (гл. 12 ГПК РФ).

Если автомобиль приобретен в кредит, для участия в споре необходимо привлекать представителей банка в качестве третьих лиц.

Обратите внимание! Останавливать уплату кредитных платежей нельзя, поскольку, независимо от исхода спора, придется уплачивать банку штрафные санкции.

Шаг 9. Примем участие в судебном разбирательстве.

Обратите внимание! Пользоваться спорным авто до полного рассмотрения всех исков (включая встречные и апелляцию) нельзя.

Шаг 10. Если спор разрешается в пользу потребителя, он имеет право требовать компенсацию и неустойку и штраф, размер которых должен покрыть не только стоимость ТС, но и судебные расходы.

Судебная практика

Недостатком автомобиля, как показывает судебная практика ОЗПП «Триумф», можно считать любое несоответствие товара условиям, оговоренным в договоре. Например, вы заказали автомобиль с автоматическим подъемником стекол и подогревом сидений, а получили авто без них.

В практике встречаются случаи появления в автомобиле недостатков, не регламентированных договором, техстандартами или ТУ изготовителя. Например, у дорогой иномарки появилась вибрация, передающаяся на рычаг коробки передач. Несмотря на то, что недостаток был незначительным, он доставлял собственнику авто дискомфорт. Гарантийный техсервис неоднократно пытался устранить эту проблему, однако сделать этого не смог. В итоге автовладельцу объявили, что это не дефект, а конструктивная особенность авто. Защитить права автовладельца помогла экспертиза, которая путем сравнения ТС с другими аналогичными моделями установила, что вибрация рычага КПП является единичным случаем, на этом основании суд признал ее недостатком.

Серьезной проблемой в защите интересов автовладельца является закон о техрегулировании, согласно положениям которого требования ГОСТа имеют для производителя обязательный характер только в части безопасности продукции. Остальные требования к качеству являются рекомендательными. Эту позицию часто используют юристы, защищающие дилера.

Как пример можно привести дело о некачественном лакокрасочном покрытии. Истец, подтверждая свои требования выводом экспертизы, настаивал на несоответствии лакокрасочного покрытия на приобретенном автомобиле требованиям ГОСТа. Однако представитель ответчика доказал, что его применение не является обязательным, в связи с чем недостатков автомобиль не имеет.

Важно! Дела, которые связаны с возвратом машины, сложные и длительные. В ходе судебного процесса потребуется не только грамотная позиция защиты, но и досконально собранная доказательственная база. Попытка самостоятельно вести такой сложный процесс может привести к негативным результатам. Не следует забывать, что в суде вам будет противостоять профессиональная команда юристов дилера.

Итак, за свои права автовладельцу, размышляющему о том, как вернуть автомобиль в автосалон, придется серьезно бороться, и лучше это делать с опорой на грамотного юриста. Учитывая высокую стоимость автомобиля, риск проиграть спор обойдется дорого. Специалисты ОЗПП «Триумф» обладают большим опытом в разрешении подобных конфликтов и серьезно подготовлены для того, чтобы дать отпор юристам дилера.

Обратившись к нам, вы всегда сможете рассчитывать на профессиональную помощь опытных юристов, которые доведут ваш вопрос до конца с положительным результатом.

Прочитано 1181 раз

Мы вам перезвоним